1
Памятка для родителей.
Прием ребенка в образовательную организацию, реализующую АООП,
осуществляется на основании заключения ПМПК. Ребенку с ТМНР дошкольного возраста
может быть рекомендовано получение образования в соответствии с требованиями ФГОС
дошкольного образования, на основе примерной АООП дошкольного образования для
детей с ТМНР. Ребенку с ТМНР школьного возраста, выраженным нарушением интеллекта
ПМПК может рекомендовать получение образования по 2 варианту АООП
(адаптированной основной общеобразовательной программы) образования обучающихся с
интеллектуальными нарушениями (ФГОС ИН).
Цель образования ребенка с ТМНР -
обретение обучающимся
таких
жизненных
компетенций,
которые
позволяют ему достигать максимально возможной
самостоятельности в решении повседневных жизненных задач
, обеспечивают его
включение в жизнь общества на основе индивидуального поэтапного, планомерного
расширения жизненного опыта и повседневных социальных контактов.
В соответствии с требованиями ФГОС обучение детей с ТМНР осуществляется на
основе СИПР (специальной индивидуальной программы развития), которую
разрабатывают в доступном для обучающегося объеме. Развитие ребенка является
результатом
обучения, направленного на формирование жизненных компетенций.
В
первую очередь необходимо учить ребенка обслуживать себя, быть самостоятельным,
насколько это возможно, общаться и взаимодействовать с окружающими взрослыми и
детьми.
СИПР конкретного обучающегося разрабатывают с учетом рекомендаций
психолого-медико-педагогической комиссии и ИПРА. Разработку и реализацию СИПР
осуществляет
экспертная группа,
которая создается в образовательной организации перед
началом учебного года. В состав экспертной группы могут входить разные специалисты,
непосредственно работающие с ребенком. Например, учитель класса (воспитатель),
учитель адаптивной физкультуры, учитель-логопед, учитель-дефектолог и др. Педагог-
психолог ориентирован на работу с семьей обучающегося. К работе экспертной группы
привлекаются родители (законные представители) ребенка.
Разработке
СИПР
предшествует
проведение
психолого-педагогического
обследования, которое включает несколько этапов. Одним их них является знакомство с
семьей ребенка. Для знакомства с семьей педагоги планируют посещение семьи с целью
выявления запросов семьи по образованию и развитию ребёнка, трудностей, с которыми
сталкивается семья в вопросах, связанных с ребёнком. Также получают информацию о том,
как проходило развитие ребенка до прихода в образовательную организацию, какая
медицинская и психолого-педагогическая помощь оказывалась ребенку. Получив
представление о социально-бытовых условиях, в которых проживает семья, специалисты
смогут дать рекомендации по созданию специальных условий обучения в домашней
ситуации.
Кроме этого, педагоги знакомятся с рекомендациями ПМПК, медицинской и
психолого-педагогической документацией, собирают информацию о развитии ребенка у
специалистов, которые оказывали ему психолого-педагогическую помощь ранее, и
проводят психолого-педагогическое обследование ребенка с целью оценки его актуального
развития и определения потенциальных возможностей.
2
На основе анализа результатов психолого-педагогического обследования и их
обсуждения с родителями (законными представителями) экспертная группа определяет
доступное ребенку содержание обучения, которое он сможет освоить в течение одного
учебного года. В первую очередь, планируется работа по формированию максимально
возможной самостоятельности в самообслуживании, умения общаться и взаимодействовать
с окружающими.
К концу диагностического периода (сентябрь месяц) экспертная группа заканчивает
разработку СИПР. На этапе разработки СИПР должно быть не менее двух встреч родителей
(законных представителей) со специалистами образовательной организации. В ходе первой
встречи обсуждаются итоги психолого-педагогического обследования, и определяются
направления работы с ребенком, содержание обучения, ежедневная учебная нагрузка
ребенка, обсуждается необходимость ухода и присмотра, участие родителей в деятельности
образовательной организации.
Программа сотрудничества с семьей обучающегося разрабатывается совместно
образовательной организацией и родителями и направлена на обеспечение
конструктивного взаимодействия специалистов организации и родителей (законных
представителей) обучающегося в интересах ребенка и его семьи. Программа
разрабатывается в рамках договора о сотрудничестве между образовательной организацией
и родителями (законными представителями) ребёнка, обеспечивающего участие семьи в
разработке и реализации СИПР, предусматривающего периодичность встреч, виды
запросов, обсуждаемых с родителями и т.д. Программа должна отражать планируемые
мероприятия: консультации, семинары, тренинги, занятия, беседы, собрания, домашнее
визитирование и другие, направленные на: психологическую поддержку семьи,
воспитывающую ребенка-инвалида; повышение осведомленности родителей об
особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка;
обеспечение участия семьи в разработке и реализации СИПР; обеспечение единства
требований к обучающемуся в семье и в организации; организацию регулярного обмена
информацией о ребенке, о ходе реализации СИПР и результатах ее освоения; помощь в
создании для ребенка предметно-развивающей среды дома; выполнение заданий,
составленных специалистами Организации для занятий с ребёнком в домашних условиях;
участие родителей в работе психолого-медико-педагогических консилиумов по
актуальным вопросам помощи их ребенку; организацию регулярных контактов родителей
и специалистов в течение всего учебного года и др.
Итоговая встреча происходит в конце диагностического периода после
ознакомления родителей с проектом СИПР. Промежуточные контакты с родителями могут
осуществляться как дистанционно (по телефону или электронной почте и др.), так и при
личных встречах. По результатам итогового обсуждения СИПР родители и специалисты
подписывают СИПР или протокол о ее согласовании. Реализация СИПР осуществляется
совместно экспертной группой и родителями (законными представителями) обучающегося.
Родители являются участниками образовательного процесса наряду со
специалистами образовательной организации и важно, чтобы между экспертной группой и
родителями выстраивались ПАРТНЁРСКИЕ отношения. Такие отношения предполагают
конструктивную командную работу в интересах образования и развития ребёнка на основе
доверия, распределения функций и разделения ответственности за результаты совместной
работы с ребёнком.
Организация образовательного процесса с детьми, имеющими нарушение
3
интеллекта, ТМНР, осуществляется с учетом их особых образовательных потребностей и
предполагает создание специальных условий для получения образования в
образовательной организации.
Для создания оптимальных условий обучения в образовательной организации
организуются учебные места для проведения индивидуальных и групповых занятий. В
помещении класса должны быть предусмотрены места для отдыха и проведения свободного
времени.
В помещениях для обучающихся должно быть предусмотрено специальное
оборудование, позволяющее оптимизировать образовательный процесс, присмотр и уход за
обучающимися, а также обеспечивающее максимально возможную самостоятельность в
передвижении, коммуникации в осуществлении учебной деятельности.
Особенности когнитивного развития данной категории детей определяют
содержание обучения - формирование компетенций, направленных на решение жизненных
задач; особенности организации обучения - непродолжительные, повторяющиеся виды
учебной деятельности, чередующиеся по степени психофизической активности, создание
ситуаций и использование средств активизации процессов непроизвольного запоминания
(применение специальных методов и средств обучения).
Особенности восприятия обучающихся диктуют необходимость использования
большого объема наглядного материала, для размещения которого в поле зрения
обучающихся необходимы специально оборудованные места: ковролиновые и/или
магнитные доски, фланелеграфы и др. В случае, если у обучающихся имеется нарушение
зрения, то предусматривается материал для тактильного восприятия, аудиозаписи и другие
адекватные средства.
Должны быть предусмотрены учебные места для формирования навыков
самообслуживания, оснащенные в соответствии с особенностями развития обучающихся
(поручни, подставки, прорезиненные коврики и др.). В связи с тем, что среди обучающихся
с ТМНР есть дети, которые себя не обслуживают и нуждаются в уходе, для осуществления
таких гигиенических процедур, как: смена памперса, помывка тела и др. в санузлах или
других помещениях предусматриваются оборудованные душевые, специальные кабинки и
т.д.
Успешному образованию обучающихся во многом способствуют технические
средства:
индивидуальные
технические
средства
(кресла-коляски,
ходунки,
вертикализаторы и др.), технические средства коллективного пользования (мотомеды,
«пони» и др.); приборы для альтернативной и дополнительной коммуникации
(коммуникаторы, планшеты и др.); подъемники, душевые каталки и другое оборудование,
облегчающее уход и сопровождение и др.
Для успешного развития ребенка важно придерживаться рекомендаций ПМПК. Если
специалисты ПМПК рекомендуют ребенку наблюдение у врача-психиатра, невролога,
окулиста, ортопеда и других врачей, следует регулярно посещать данных специалистов.
Решение о назначении лечения, изменениях в лечении, о его отмене принимает только врач.
Родителям необходимо внимательно наблюдать за ребенком в процессе лечения и
своевременно сообщать врачу об изменениях в состоянии ребенка, чтобы врач мог внести
корректировку в лечение. В процессе обучения специалисты образовательной организации
будут использовать специальные методы обучения. Важно договариваться с педагогами
образовательной организации о единых подходах в работе с ребенком, использовании
4
одинаковых методов, приемов, средств обучения.
Уважаемые родители! Желаем Вам успешного сотрудничества с образовательной
организацией в интересах образования и дальнейшего развития Вашего ребенка!