background image

 

 

 

Памятка для родителей. 

 

Прием  ребенка  в  образовательную  организацию,  реализующую  АООП, 

осуществляется на основании заключения ПМПК. Ребенку с ТМНР дошкольного возраста 
может быть рекомендовано получение образования в соответствии с требованиями ФГОС 
дошкольного  образования,  на  основе  примерной  АООП  дошкольного  образования  для 
детей с ТМНР. Ребенку с ТМНР школьного возраста, выраженным нарушением интеллекта 
ПМПК  может  рекомендовать  получение  образования  по  2  варианту  АООП 
(адаптированной основной общеобразовательной программы) образования обучающихся с 
интеллектуальными нарушениями (ФГОС ИН). 

Цель образования ребенка с ТМНР  - 

обретение обучающимся 

таких 

жизненных 

компетенций, 

которые 

позволяют  ему  достигать  максимально  возможной 

самостоятельности  в  решении  повседневных  жизненных  задач

,  обеспечивают  его 

включение  в  жизнь  общества  на  основе  индивидуального  поэтапного,  планомерного 
расширения жизненного опыта и повседневных социальных контактов. 

В соответствии с требованиями ФГОС обучение детей с ТМНР осуществляется на 

основе  СИПР  (специальной  индивидуальной  программы  развития),  которую 
разрабатывают  в  доступном  для  обучающегося  объеме.  Развитие  ребенка  является 
результатом 

обучения,  направленного  на  формирование  жизненных  компетенций. 

В 

первую  очередь  необходимо  учить  ребенка  обслуживать  себя,  быть  самостоятельным, 
насколько  это  возможно,  общаться  и  взаимодействовать  с  окружающими  взрослыми  и 
детьми. 

СИПР  конкретного  обучающегося  разрабатывают  с  учетом  рекомендаций 

психолого-медико-педагогической  комиссии  и  ИПРА.  Разработку  и  реализацию  СИПР 
осуществляет 

экспертная группа,

 которая создается в образовательной организации перед 

началом учебного года. В состав экспертной группы могут входить  разные специалисты, 
непосредственно  работающие  с  ребенком.  Например,  учитель  класса  (воспитатель), 
учитель  адаптивной  физкультуры,  учитель-логопед,  учитель-дефектолог  и  др.  Педагог-
психолог  ориентирован  на  работу  с  семьей  обучающегося.  К  работе  экспертной  группы 
привлекаются родители (законные представители) ребенка. 

Разработке 

СИПР 

предшествует 

проведение 

психолого-педагогического 

обследования, которое включает  несколько этапов. Одним их них является знакомство с 
семьей ребенка. Для знакомства с семьей педагоги планируют посещение семьи с целью 
выявления запросов семьи по образованию и развитию ребёнка, трудностей, с которыми 
сталкивается семья в вопросах, связанных с ребёнком. Также получают информацию о том, 
как  проходило  развитие  ребенка  до  прихода  в  образовательную  организацию,  какая 
медицинская  и  психолого-педагогическая  помощь  оказывалась  ребенку.  Получив 
представление о социально-бытовых условиях, в которых проживает семья, специалисты 
смогут  дать  рекомендации  по  созданию  специальных  условий  обучения  в  домашней 
ситуации. 

Кроме  этого,  педагоги  знакомятся  с  рекомендациями  ПМПК,  медицинской  и 

психолого-педагогической  документацией,  собирают  информацию  о  развитии  ребенка  у 
специалистов,  которые  оказывали  ему  психолого-педагогическую  помощь  ранее,  и 
проводят психолого-педагогическое обследование ребенка с целью оценки его актуального 
развития и определения потенциальных возможностей. 


background image

 

 

 

На  основе  анализа  результатов  психолого-педагогического  обследования  и  их 

обсуждения  с  родителями  (законными  представителями)  экспертная  группа  определяет 
доступное  ребенку  содержание  обучения,  которое  он  сможет  освоить  в  течение  одного 
учебного  года.  В  первую  очередь,  планируется  работа  по  формированию  максимально 
возможной самостоятельности в самообслуживании, умения общаться и взаимодействовать 
с окружающими. 

К концу диагностического периода (сентябрь месяц) экспертная группа заканчивает 

разработку СИПР. На этапе разработки СИПР должно быть не менее двух встреч родителей 
(законных представителей) со специалистами образовательной организации. В ходе первой 
встречи  обсуждаются  итоги  психолого-педагогического  обследования,  и  определяются 
направления  работы  с  ребенком,  содержание  обучения,  ежедневная  учебная  нагрузка 
ребенка, обсуждается необходимость ухода и присмотра, участие родителей в деятельности 
образовательной организации. 

Программа  сотрудничества  с  семьей  обучающегося  разрабатывается  совместно 

образовательной  организацией  и  родителями  и  направлена  на  обеспечение 
конструктивного  взаимодействия  специалистов  организации  и  родителей  (законных 
представителей)  обучающегося  в  интересах  ребенка  и  его  семьи.  Программа 
разрабатывается в рамках договора о сотрудничестве между образовательной организацией 
и  родителями  (законными  представителями)  ребёнка,  обеспечивающего  участие  семьи  в 
разработке  и  реализации  СИПР,  предусматривающего  периодичность  встреч,  виды 
запросов,  обсуждаемых  с  родителями  и  т.д.  Программа  должна  отражать  планируемые 
мероприятия:  консультации,  семинары,  тренинги,  занятия,  беседы,  собрания,  домашнее 
визитирование  и  другие,  направленные  на:  психологическую  поддержку  семьи, 
воспитывающую  ребенка-инвалида;  повышение  осведомленности  родителей  об 
особенностях  развития  и  специфических  образовательных  потребностях  ребенка; 
обеспечение  участия  семьи  в  разработке  и  реализации  СИПР;  обеспечение  единства 
требований  к  обучающемуся  в  семье  и  в  организации;  организацию регулярного  обмена 
информацией  о  ребенке,  о  ходе  реализации  СИПР  и  результатах  ее  освоения;  помощь  в 
создании  для  ребенка  предметно-развивающей  среды  дома;  выполнение  заданий, 
составленных специалистами Организации для занятий с ребёнком в домашних условиях; 
участие  родителей  в  работе  психолого-медико-педагогических  консилиумов  по 
актуальным вопросам помощи их ребенку; организацию регулярных контактов родителей 
и специалистов в течение всего учебного года и др. 

Итоговая  встреча  происходит  в  конце  диагностического  периода  после 

ознакомления родителей с проектом СИПР. Промежуточные контакты с родителями могут 
осуществляться как дистанционно (по телефону или электронной почте и др.), так и при 
личных встречах. По результатам итогового обсуждения СИПР родители и специалисты 
подписывают  СИПР или протокол  о  ее  согласовании.  Реализация  СИПР  осуществляется 
совместно экспертной группой и родителями (законными представителями) обучающегося. 

Родители  являются  участниками  образовательного  процесса  наряду  со 

специалистами образовательной организации и важно, чтобы между экспертной группой и 
родителями  выстраивались  ПАРТНЁРСКИЕ отношения.  Такие  отношения  предполагают 
конструктивную командную работу в интересах образования и развития ребёнка на основе 
доверия, распределения функций и разделения ответственности за результаты совместной 
работы с ребёнком. 

Организация  образовательного  процесса  с  детьми,  имеющими  нарушение 


background image

 

 

 

интеллекта, ТМНР, осуществляется с учетом их особых образовательных потребностей и 
предполагает  создание  специальных  условий  для  получения  образования  в 
образовательной организации. 

Для  создания  оптимальных  условий  обучения  в  образовательной  организации 

организуются  учебные  места  для  проведения  индивидуальных  и  групповых  занятий.  В 
помещении класса должны быть предусмотрены места для отдыха и проведения свободного 
времени. 

В  помещениях  для  обучающихся  должно  быть  предусмотрено  специальное 

оборудование, позволяющее оптимизировать образовательный процесс, присмотр и уход за 
обучающимися,  а  также  обеспечивающее  максимально  возможную  самостоятельность  в 
передвижении, коммуникации в осуществлении учебной деятельности. 

Особенности  когнитивного  развития  данной  категории  детей  определяют 

содержание обучения - формирование компетенций, направленных на решение жизненных 
задач;  особенности  организации  обучения  -  непродолжительные,  повторяющиеся  виды 
учебной деятельности, чередующиеся по степени психофизической активности, создание 
ситуаций и использование средств активизации процессов непроизвольного запоминания 
(применение специальных методов и средств обучения). 

Особенности  восприятия  обучающихся  диктуют  необходимость  использования 

большого  объема  наглядного  материала,  для  размещения  которого  в  поле  зрения 
обучающихся  необходимы  специально  оборудованные  места:  ковролиновые  и/или 
магнитные доски, фланелеграфы и др. В случае, если у обучающихся имеется нарушение 
зрения, то предусматривается материал для тактильного восприятия, аудиозаписи и другие 
адекватные средства. 

Должны  быть  предусмотрены  учебные  места  для  формирования  навыков 

самообслуживания, оснащенные в соответствии с особенностями развития обучающихся 
(поручни, подставки, прорезиненные коврики и др.). В связи с тем, что среди обучающихся 
с ТМНР есть дети, которые себя не обслуживают и нуждаются в уходе, для осуществления 
таких  гигиенических  процедур,  как:  смена  памперса,  помывка  тела  и  др.  в  санузлах  или 
других помещениях предусматриваются оборудованные душевые, специальные кабинки и 
т.д. 

Успешному  образованию  обучающихся  во  многом  способствуют  технические 

средства: 

индивидуальные 

технические 

средства 

(кресла-коляски, 

ходунки, 

вертикализаторы  и  др.),  технические  средства  коллективного  пользования  (мотомеды, 
«пони»  и  др.);  приборы  для  альтернативной  и  дополнительной  коммуникации 
(коммуникаторы, планшеты и др.); подъемники, душевые каталки и другое оборудование, 
облегчающее уход и сопровождение и др. 

Для успешного развития ребенка важно придерживаться рекомендаций ПМПК. Если 

специалисты  ПМПК  рекомендуют  ребенку  наблюдение  у  врача-психиатра,  невролога, 
окулиста,  ортопеда  и  других  врачей,  следует  регулярно  посещать  данных  специалистов. 
Решение о назначении лечения, изменениях в лечении, о его отмене принимает только врач. 
Родителям  необходимо  внимательно  наблюдать  за  ребенком  в  процессе  лечения  и 
своевременно сообщать врачу об изменениях в состоянии ребенка, чтобы врач мог внести 
корректировку в лечение. В процессе обучения специалисты образовательной организации 
будут  использовать  специальные  методы  обучения.  Важно  договариваться  с  педагогами 
образовательной  организации  о  единых  подходах  в  работе  с  ребенком,  использовании 


background image

 

 

 

одинаковых методов, приемов, средств обучения. 

Уважаемые  родители!  Желаем  Вам  успешного  сотрудничества  с  образовательной 

организацией в интересах образования и дальнейшего развития Вашего ребенка!