Кадеты
Патриотическое воспитание сегодня – это социальная потребность Российского общества.
Одним из направлений патриотического воспитания сегодня является кадетское движение. Сейчас, как никогда, важно возрождение богатых традиций военно-патриотического и гражданского воспитания молодежи. Ведь именно с возрождением патриотизма можно наиболее эффективно прийти вновь к величию Российского государства.
Деятельность кадетских классов осуществляется в соответствии с ФЗ «Об образовании», региональным законом «Кадетское образование в Архангельской области» и программой «Развитие образования в Онежском районе».
Разработана программа кадетского образования. Кроме общеобразовательных предметов во всех кадетских классах есть строевая подготовка и хореография. Старшие кадетские классы изучают предметы «право», «правоохранительная деятельность», есть огневая подготовка. В 5 кадетском классе – строевая подготовка, «История кадетского движения», «Туризм и краеведение», ОФП. В 1-4 классах – «Азбука этикета», «Краеведение», «Азбука дорожной безопасности», хоровое пение. Кадеты принимают активное участие в школьных, городских, районных мероприятиях гражданско – патриотической направленности.
Основные направления деятельности:
- создание условий для физического, интеллектуального и культурного развития кадет;
- создание условий для воспитания чувства любви к Родине, к истории воинской славы, для совершенствования военно-спортивной подготовки;
- научно-методическое и психолого-педагогическое сопровождение кадетского компонента;
- работа с педагогическим коллективом по реализации современных педагогических технологий на этапе ранней профилизации в кадетских классах;
- связь с ВУЗами, СУЗами профильной направленности;
- работа по реализации системы социальной защиты воспитанников кадетских классов;
- укрепление материально-технической базы;
- трансляция деятельности ОУ по реализации кадетского компонента на родительскую общественность, в открытом информационном доступе, в СМИ.
Организация кадетских классов стала возможной по ряду сложившихся условий:
- интерес детей к данному виду деятельности;
- единство классного руководителя и ученического коллектива в организации жизнедеятельности такого класса;
- активное содействие родителей;
- наличие материальной базы в школе для организации специальных занятий;
- установившиеся связи школы с учреждениями города, которые помогают в организации воспитательного процесса.
Вводя специальные предметы, опираясь на идею служения Отечеству на гражданском и военном поприще, мы решили, что необходимо создать систему на основе оптимального сочетания общего образования и социально значимых программ дополнительного образования. Такая ситуация имеет все характеристики, присущие правоохранительной деятельности: романтика в сочетании с трудом и ответственностью, высокой степенью дисциплины и умением действовать в нестандартной ситуации.
При формировании кадетского класса значительное внимание мы уделяем состоянию здоровья ребенка, так как учебная программа дополнительного образования предусматривает повышенную физическую нагрузку.
Педагогический коллектив школы сформулировал задачи, которые решает в ходе учебно-воспитательного процесса:
1. Предоставление, наряду с основным общим (полным) образованием, начальных профессиональных знаний и навыков, необходимых для осознанного выбора профессии и дальнейшего обучения в соответствующих вузах.
2. Создание благоприятных условий для интеллектуального, нравственного и физического формирования личности воспитанников, всестороннего развития их способностей и творческого потенциала.
3. Воспитание любви к Родине, ответственного понимания служебного и гражданского долга.
4. Формирование высокой культуры, морально-психологических, деловых и организаторских качеств.
5. Привитие воспитанникам чувства чести и достоинства, уважения к правам и свободам человека.
6. Оказание помощи родителям в воспитании и формировании у учащихся навыков самостоятельности, трудолюбия и дисциплинированности.
Правовой базой для создания кадетских классов стали:
- Распоряжение Президента РФ от 09.04.1997 № 118-рп «О создании образовательных учреждений – кадетских школ (школ-интернатов)»;
- Постановление Правительства РФ от 15.11.1997 № 1427, утвердившее «Типовое положение о кадетской школе (школе-интернате)»;
- Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования от 18.07.2002 № 2783;
- Устав школы;
- Положение о специализированном (кадетском) классе;
- Договор о совместной деятельности с Государственным учреждением ОВД по Онежскому району.
Несмотря на обилие специальных дисциплин, содержание образовательного процесса в кадетских классах определяется государственным образовательным стандартом основного общего, среднего (полного) общего образования. В основу индивидуальных учебных планов в кадетских классах положен принцип общедоступности и адаптивности образования к уровням и особенностям развития, подготовки обучающихся.
В учебном плане кадетских классов предусмотрено профильное изучение истории, права, ОБЖ, физической культуры, русского языка и математики по выбору.
Воспитательная работа строится в кадетских классах на основе развития самоуправления. Выбраны командиры класса и командиры отделений. При этом у каждого есть свои строго определенные права и обязанности, закрепленные в Положении о кадетских классах, принятом на общих собраниях учащихся. У кадетских классов есть также свое знамя, гимн и форма.
Воспитательный процесс в кадетских классах в первую очередь направлен на сплочение коллектива, воспитание таких качеств как честь и доброта, уважение к человеку, готовность защитить слабого, способность преодолевать трудности, своевременно оказать помощь.
Одним из важных звеньев в любой воспитательной работе должно быть подведение итогов и награждение за успехи. По итогам урочной и внеурочной деятельности подводим итоги дважды в год – в день рождения кадетского класса и по окончании учебного года. Кадетам, окончившим учебный год с отличием, присваивается очередное звание.
По окончании школы и получению общего (полного) среднего образования каждому выпускнику кадетского класса будут выдаваться сертификаты, а также рекомендации желающим поступить в учебные заведения системы МВД России.
Мы надеемся, что работа по созданию кадетских классов в нашей школе будет продолжена. И в настоящий момент видим такие перспективы, как:
- Создание и развитие элементов учебно-материальной базы, обеспечивающей реализацию дополнительных образовательных программ.
- Совершенствование системы социальной защиты воспитанников кадетских классов.
- Широкое привлечение различных учреждений и организаций города к оказанию шефской помощи.
Кадетством мы живём!
Чирцова Мария: Кадетское движение, безусловно, нужно в школе. Оно воспитывает дисциплину, даёт некую ответственность, потому что человек должен вести себя достойно, если он надел погоны, даже если этот человек всё ещё ученик школы. Кадетское движение воспитывает в человеке патриотизм и любовь к Родине, помогает ему изучить историю страны и становление общества, и его законы. Самое запоминающееся событие – участие класса в Параде Победы. В подготовке к различным мероприятиям нам, несомненно, помогали и помогают лучшие преподаватели, на мой взгляд, и за это время мы стали настоящей семьёй. На мой взгляд, кадетское движение надо развивать, но начинать привлекать к нему детей с 5 – 6 класса.
Лупандина Лиза: Кадетское образование, прежде всего, воспитывает в детях силу, терпимость, выносливость, ум, уверенность и дисциплину. При поступлении в кадетский класс ты проходишь, начальный этап подготовки, который в дальнейшем, например при поступлении в военные вузы может очень помочь. В нашем кадетском классе усложнённая учебная программа, введена хореографическая, строевая и огневая подготовка. Я считаю, что открытие кадетского класса в нашей школе – это большой плюс как для школы, так и для детей, обучающихся в них. Это бесценный и очень важный опыт. Я рада, что учусь в кадетском классе школы № 4 Имени Дважды Героя Советского Союза Александра Осиповича Шабалина и выпускаюсь из неё кадетом 11 класса.
Кондратьев Сергей: Отдельно скажу о руководителях. Любовь Фёдоровна постоянно заставляла нас что-то делать, чего мы не хотели и это правильно. Так же всегда поймёт и поддержит. Ольга Васильевна и Михаил Алексеевич – их сложно разделить. Строевая подготовка, дисциплина – неотъемлемые части кадета. Они вбивали в нас это постоянно. Меня часто ругали, но ругали заслуженно. Попав в коллектив, я обрёл новых друзей. Наш класс самый чёткий, лучший, крутой.
Сидоренко Татьяна: Кадетское образование важнейшая составляющая для воспитания в человеке патриотизма. В нас вкладывали те знания, которые в обычном классе обходят стороной. Например, правила этикета каждый из нас знает, как нужно вести себя в обществе, каждый из нас поможет другому в любой ситуации. Вся эта деятельность, которой занимаются кадеты, во-первых, объединяет, делает наш коллектив сплочённым. Во-вторых, воспитывает в нас только лучшие качества. Всем учителям хочется сказать большое спасибо, именно они вкладывают в нас всё самое ценное – это знания во всех сферах жизни. Кадеты должны быть всегда активными, проявлять свои умственные, физические и творческие способности. Для этого мы участвуем в различных конкурсах, ездим на соревнования.
Крылова Анна: Кадетское движение очень важно для формирования личности. Оно учит дисциплине, долгу перед Отечеством и уважению к своей Родине. Одним из самых запоминающихся событий были «Посвящение в кадеты», где каждый давал клятву у знамени, и Парад Победы. Иногда много людей смотрят на тебя, и ты не должен опозориться. Наши руководители – Михаил Алексеевич и Ольга Васильевна хорошо постарались, чтобы обучить нас всем основам. Для нашего класса важны такие понятия, как дисциплина и долг. Многие из нас свяжут свою жизнь с военной и правоохранительной деятельностью. Наш коллектив очень дружный и мы умеем работать в команде. Я считаю, что кадетских классов должно быть больше, так как они воспитывают в нас людей.
Бочарова Оля: Что же дал мне кадетский класс? Силу воли, ответственность за свои поступки, более серьёзно подходить к выполнению каких-либо заданий. В первую очередь это дисциплина. Считаю, что кадетский класс нужен школе, так как на кадетов смотрят и равняются другие ученики, которые учатся в обычных классах. Наш класс, как одно целое, семья. Мы дружны, помогаем тому, кто нуждается в нашей помощи. Наш класс силён, умён и артистичен. Что можно сказать об одноклассниках? Все хорошие ребята, друг друга ценим и уважаем. Мы участвуем во всех мероприятиях: маршируем, стреляем, поём, танцуем и многое другое. Наши наставники: Зворыкина Любовь Фёдоровна, Гаврилов Михаил Алексеевич и Елушова Ольга Васильевна.
Жгулёв Иван: Я выбрал кадетский класс, потому что почти все мои друзья и знакомые после 9-го класса пошли учиться в кадетский класс. Они рассказывали, что там хорошо, интересно. Мне нравилась их форма. И ещё мне нравится профессия военного. После 9-го класса я сразу определился куда пойду. И вот я уже заканчиваю школу. Здесь я научился многому. Ходить строем, не нарушать дисциплину в строю, стрелять. Кадетство – это интересно и полезно.
И вот ещё некоторые высказывания кадетов:
«Кадетское образование мне дало более обширные знания по правоохранительной деятельности, а также по строевой подготовке. Наш коллектив сплочённый и дружный. Мне запомнились походы и участие в мероприятиях. Считаю, что обучение в кадетском классе должно начинаться с 7 класса, так как в раннем возрасте дети не понимают всей ответственности и трудности кадетского образования».
«Что дало мне кадетское образование? Конечно же, новые пути в жизнь, образование. Добрых и верных друзей. Научило жить взрослой жизнью. Подготовило к различным проблемам и трудностям. Вложило в меня часть кадетства. Дало мне мою кадетскую семью – одноклассников. Я не жалею, что провёл эти 2 года в кадетском классе школы № 4».
«Учась в кадетском классе, прежде всего, устанавливается дисциплина. Вводятся профильные предметы, такие как право, обществознание. Так же учёба в кадетском классе и все те знания, которые мы получили (строевая подготовка, сборка и разборка автомата) в дальнейшем могут пригодиться, ведь многие из нас дальше хотят связать свою жизнь с этим. Самое запоминающееся событие – «Посвящение в кадеты», участие во многих мероприятиях, связанных с кадетским движением».
«Наши руководители по строевой и огневой подготовке Гаврилов Михаил Алексеевич и Елушова Ольга Васильевна хоть иногда и строгие, всё равно остаются самыми лучшими. На этих занятиях было не всегда легко, но мы справлялись с этим».
«Обучение в кадетском классе дало мне на время почувствовать себя настоящим военным. Примерить на себе военную форму. Благодаря обучению в кадетском классе, я больше узнал о военной службе, нашёл много новых друзей. Кадетские классы, несомненно, нужны. Они помогают детям подготовиться к службе в армии, особенно, если они хотят стать офицерами. Самое запоминающееся событие это поездки на областные почётные караулы и хоть мы там и не победили, но зато получили незаменимый опыт».